Обучение в высшем учебном заведении является важным этапом в жизни молодежи. На сегодняшний день увеличение количества учебных предметов, усложнение заданий за счет более углубленного изучения ряда предметов и увеличение суммарной дневной учебной нагрузки, особенно в период сессии, приводят к информационной перегрузке мозга и вызывают так называемые информационные неврозы.
Эти патологические состояния вследствие нервного переутомления вызывают вегетативные изменения, связанные с истощением и нарушением деятельности функциональных систем нервной системы.
В связи с вышеизложенным, в настоящее время диагностика уровня физической подготовки студенческой молодежи и внесение корректив по выявленным патологиям приобретает особую актуальность.
Существенное значение при исследовании студентов имеет определение функционального состояния различных органов и систем, а также общей физической работоспособности, так как по его результатам решается вопрос о допустимых физических нагрузках при различных формах занятий физической культурой. Поэтому чрезвычайно важно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В задачи нашей работы входило оценить состояние физического развития и функционального состояния вегетативной нервной системы студентов нашего университета и при необходимости разработать коррекционные мероприятия.
При изучении литературы наше внимание привлек новый, но уже широко внедренный способ лечения - ДЭНС-терапия, особенно при вертебро-неврологической патологии, Правда, о диагностической значимости этого метода, к сожалению, имеются только единичные упоминания.
В связи с этим мы решили провести наряду с другими методами и изучение возможности ДЭНС - экспертизы в оценке уровня здоровья студентов в условиях обучения в ВУЗе.
Исследования проводились параллельно по двум направлениям: первое - традиционное, с использованием общепринятых в физиологии спорта функциональных проб и тестов, и второе - при помощи ДЭНАСа: двухдиапазонного электро-нейроадаптивного стимулятора.
ДЭНС-экспертиза осуществлялась путем воздействия на кожу в дозированном режиме на комфортном энергетическом уровне в следующих стандартных зонах: "шесть точек" и "три дорожки", а также обработки по системе Су-Джок стандартных зон соответствия головы, шеи и нижележащих отделов позвоночника на тыльной поверхности ладоней.
Нами было обследовано 77 человек в возрасте 17-20 лет.
В результате ДЭНС-экспертизы только у 11,7 % студентов не было выявлено асимметрий во всех диагностируемых отделах. У 28,6 % была выявлена асимметрия в области грудных, поясничных и крестцовых позвонков. У 59,7 % - асимметрия в области головы, шеи и верхних грудных позвонков, свидетельствующая о неблагополучии со стороны механизмов регуляции вегетативной нервной системой сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Сопоставляя результаты, полученные с помощью ДЭНС-экспертизы, с результатами традиционного обследования, мы получили следующее: из 59,7 % студентов, у которых была диагностирована асимметрия в области головы, шеи и верхних грудных позвонков в результате традиционного обследования по индексу Скибинской, только у 4,3 % было выявлено хорошее состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так как состояние этих систем в определенной степени обеспечивает уровень работоспособности, вполне объяснимо то, что у 95,9 % студентов работоспособность по индексу Гарвардского степ-теста была оценена как средняя, а в большинстве случаев (55,6%) как низкая. Интересным представляется и то, что у 54 % студентов с асимметрией в области головы, шеи и верхних грудных позвонков, выявленной с помощью ДЭНС-экспертизы было выявлено снижение остроты зрения средней степени.
Таким образом, результаты использованных физиологических тестов совпадают с данными ДЭНС-экспертизы, что позволяет говорить о достаточно высокой диагностической значимости последней.
Важно отметить, что непосредственно после воздействия аппаратом ДЭНАС студенты отмечали снижение или устранение ранее беспокоящих их жалоб, таких, как головная боль, головокружения, уменьшение потливости, слабости и раздражительности. Скорее всего, это - следствие воздействия двухдиапазонного электронейроадаптивного стимулятора и внесения корректив в уже сформированные патологические функциональные системы.
В настоящий момент наши исследования продолжаются, и мы планируем в процессе обследования установить взаимосвязь выявленных асимметрий с нарушениями осанки, недостаточной лабильностью и функциональной устойчивостью нервной системы у студентов.
|